Power-Gen Europe’ 2014

А.А. Троицкий – ООО «Турбомашины»

Международный конгресс и ведущая мировая выставка по энергетике проводились в этом году в немецком городе Кельне. Участниками мероприятий были крупнейшие производители энергетического оборудования, инжиниринговые, проектные, сервисные компании. За 20 лет выставка приобрела особую значимость и стала обязательной для специалистов отрасли – в течение трех дней ее посетили более 11 тыс. специалистов.
Российские участники выставки были представлены компаниями «Силовые машины», «Технопромэкспорт», «Интер РАО инжиниринг», «Насосэнергомаш», «Турбомашины». Украину представляло харьковское предприятие «Электротяжмаш».
Традиционно в рамках мероприятия наряду с Power-Gen Europe проводились выставки: Powergrid Europe – передача и распределение энергии; Nuclear Power Europe – атомная энергетика; Renewable Energy World Europe – возобновляемые источники энергии. В результате была всесторонне представлена ситуация на мировом и, в частности, на европейском энергетическом рынке.
Более 500 компаний из 100 стран представили свои экспозиции на выставке. Здесь демонстрировалось оборудование и технологии для электростанций, генераторы, газовые турбины, паросиловые установки, системы автоматизации, измерительные приборы, техника для транспортировки топлива, а также последние ИТ-разработки. Широко освещалась проблема эффективного экологического мониторинга: контроль уровня выбросов в атмосферу, степень загрязнения водных ресурсов, глобальные изменения климата.
В рамках конференции Power-Gen Europe прозвучали доклады по семи основным направлениям:
•    стратегии развития изменяющегося энергетического рынка;
•    технологии снижения эмиссии;
•    производство энергии на газовом топливе;
•    передовые паротурбинные установки;
•    генерация, мониторинг и автоматизация;
•    модернизация и оптимизация существующих электростанций;
•    решения для интеграции энергетического оборудования в энергосистемы.
Наиболее ярким (и даже трагичным) было прозвучавшее на конференции заявление о том, что правительство Германии толкает страну в энергетический кризис. Стремление США привязать Европу к поставкам сланцевого газа и борьба России за европейский газовый рынок повышает желание Евросоюза развивать альтернативную энергетику и быть максимально независимым от внешних поставок энергии. А так как альтернативные электростанции очень нестабильны по выработке электроэнергии, это может приводить, при сокращении атомных и газовых электростанций, к существенному недостатку энергии.
В этом году большого количества технических новинок на выставке не наблюдалось, но многие компании постарались привлечь посетителей новыми разработками.
OPRA Turbines International BV представила новую модель газовой турбины OP16-3C мощностью 1,85 МВт. В настоящее время закончены приемочные испытания ГТУ, и оборудование предлагается заказчикам на рынке. В отличие от предыдущих модификаций, газовая турбина OP16-3C оснащена новой камерой сгорания, которая дает возможность использовать низкокалорийные виды газа и жидкого топлива, такие как газ мусорных свалок, синтез-газ, биогаз, шахтный метан, продукты газификации угля, пиролизное масло и этанол. Теплотворная способность данных видов топлива менее 10 МДж/кг.
Кроме того, обеспечена возможность работы в двухтопливном режиме, с автоматическим переходом с одного вида топлива на другое. Вывод на рынок новой ГТУ OP16-3C ощутимо расширит диапазон заказчиков компании. Энергоустановки OPRA смогут применяться в отраслях, где ранее не использовались.
Rolls-Royce сообщила о продаже компании Siemens бизнеса по производству газотурбинных и компрессорных установок. Его стоимость составила 785 млн фунтов стерлингов. Возможность продажи бизнеса, в котором заняты около 2400 сотрудников, Rolls-Royce обсуждала еще в конце апреля текущего года.
По словам исполнительного директора компании Rolls-Royce Джона Риштана, войдя в состав Siemens, энергетический бизнес получит большие возможности для развития и позволит компании сосредоточиться на тех областях, где он может быть наиболее востребован. Как ожидается, сделка будет закрыта до конца текущего года. По ее завершении Rolls-Royce получит еще 200 млн фунтов стерлингов за 25-летнее лицензионное соглашение, согласно которому Siemens воспользуется технологией Rolls-Royce по производству авиапроизводных газовых турбин мощностью от 4 до 85 МВт. Благодаря данной сделке у Siemens появится возможность конкурировать с американским конгломератом General Electric, который купил энергетический бизнес французской группы Alstom.
Siemens представила новую концепцию газотурбинных электростанций комбинированного цикла EconoFlex на базе ГТУ SGT-800. В настоящее время на рынке данные станции предлагаются в двух модификациях: а) EconoFlex2 мощностью 140 МВт на базе двух газовых турбин SGT-800 и паровой турбины SST-400; б) EconoFlex2 на базе шести ГТУ SGT-800 и паровой турбины SST-900 (основные характеристики ГТУ представлены в табл.). Газовая турбина выходит на номинальную мощность в течение 10 минут после пуска. Электростанция комбинированного цикла начинает вырабатывать номинальную мощность через 30 минут после пуска из состояния горячего резерва и через 50 минут – из холодного.
ExxonMobil Fuels & Lubricants представила в рамках выставки турбинное масло нового поколения Mobil DTE™ 732 M. Оно предназначено для использования в безредукторных одновальных и многовальных газовых и паровых турбинах компании Mitsubishi Heavy Industry (MHI). Данный продукт отвечает требованиям MHI по сроку службы при эксплуатации в высокотемпературных условиях (стандарт МS04-MA-CL005). Это стало возможным благодаря высококачественным базовым маслам и системе присадок, обеспечивающей длительный срок службы масла.
Масло также отвечает требованиям стандартов MS04-MA-CL001 и CL002. Его высокая химическая и окислительная стабильность способствует сокращению простоев и затрат на обслуживание, благодаря поддержанию чистоты системы и уменьшению отложений увеличивается срок службы масла и фильтров. Высокая стойкость к вспениванию и быстрая деаэрация предотвращают кавитацию, шумную и нестабильную работу насоса, в результате снижается необходимость замены насосов и повышается их КПД. Масло Mobil DTE™ 732 M снижает вероятность образования лаковых отложений, что также способствует повышению надежности работы турбины и сокращению затрат на обслуживание.
Hitaсhi Ltd. демонстрировала на стенде модификацию газовой турбины Н80, которая в настоящее время поставляется на рынок в двух вариантах мощности – 100 МВт и 112 МВт. Уменьшение мощности ГТУ достигается за счет снижения температуры перед турбиной с целью увеличения срока службы и сокращения расходов на техническое обслуживание.
Новый двухвальный газотурбинный двигатель H-80 предназначен для модернизации существующих электростанций комбинированного цикла, с тем чтобы снизить расход топлива и сократить эмиссию СО2 путем повышения общего КПД станций. Заводские испытания ГТУ были начаты в январе 2009 г.; в конце того же года начались ее испытания в составе полнокомплектного энергоблока, чтобы оптимизировать эксплуатационные параметры турбины при работе с другим оборудованием. По результатам испытаний в 2010 г. пилотная станция была запущена в опытно-промышленную эксплуатацию.
General Electric представляла на стенде новую разработку – самую мощную в мире газовую турбину 9HA. Она имеет две версии – 9HA.01 и 9HA.02. В простом цикле мощность ГТУ составляет 397 и 470 МВт соответственно. В комбинированном цикле мощность станции (1х1) – 592 и 701 МВт, общий КПД 61 %. Газовая турбина оснащена 14-ступенчатым компрессором, который был разработан с применением технологий, отработанных при производстве авиационных двигателей. ГТУ оснащена передовой камерой сгорания DLN 2.6+AFS, обеспечивающей высокую стабильность горения и низкие уровни эмиссии NOx.
MAN Diesel & Turbo демонстрировала новые газопоршневые энергоблоки на базе двигателей 20V35/44G и 18V51/60G электрической мощностью, соответственно, 10,335 и 18,465 МВт, КПД 46,6 и 47,4 %.
При разработке двигателя 20V35/44G особое внимание уделялось достижению высоких значений КПД и энтальпии выхлопных газов. Было проведено большое количество теоретических и экспериментальных исследований для оптимизации процессов горения, создания систем смазки и охлаждения, а также основных компонентов двигателя.
По сравнению с конкурентными моделями, 20V35/44G имеет самую высокую мощность на цилиндр – 530 кВт. В исполнении с 20 цилиндрами обеспечивается выходная мощность 10,6 МВт. В связи с невысокой номинальной частотой вращения коленвала и средними показателями давления, трибомеханические нагрузки на компоненты двигателя низкие. С учетом жесткости конструкции двигателя это обеспечивает надежную работу и низкие эксплуатационные расходы. Энергоблок 20V35/44G монтируется на предприятии группы Volkswagen в г. Брауншвейге (Германия).
Двигатель 51/60G – 18-цилиндровый, V-образного исполнения, предназначен для силовых установок мощностью 18,9 МВт. Номинальная мощность составляет 1050 кВт на цилиндр при выработке электроэнергии с частотой тока 50 и 60 Гц, что делает данную модель лидером рынка газопоршневых двигателей по удельной мощности.
В двигателе 51/60G, унаследовавшем проверенные временем технологии семейства дизельных двигателей модели 48/60, используется современная система зажигания, продуваемая предкамера. Это позволяет достичь высокого уровня надежности сжигания обедненной газовоздушной смеси и минимизировать уровень эмиссии.
Двухтопливные двигатели 35/44DF и 51/60DF разработаны с учетом ужесточающихся экологических требований во всем мире. Они соответствуют экологическим стандартам IMO Tier II при работе на дизельном топливе и IMO Tier III – на природном газе. Двигатель L35/44DF отличается высокой топливной гибкостью и может работать на мазуте, дизельном топливе (MDO и MGO), а также на природном газе.
Компания представляла также свою новую разработку – газовую турбину электрической мощностью 6,63 МВт (ISO). Энергоблоки имеют одновальное и двухвальное исполнение. Новое поколение промышленных газовых турбин GT6 расширяет существующий модельный ряд оборудования в диапазоне мощности 6...8 МВт. Двигатели GT6 могут использоваться как для выработки электроэнергии частотой 50 и 60 Гц, так и в качестве механического привода компрессоров и другого оборудования, а также для децентрализованного производства электроэнергии с утилизацией тепла (или без нее).
Газовая турбина MGT6100 оснащена камерой сгорания ACC (Advanced Can Combustor), которая была разработана для турбин семейства THM. В камере сгорания ГТУ используются технологии сжигания обедненной топливовоздушной смеси. По оценкам специалистов компании, турбины MGT6100 (одновальная) и MGT6200 (двухвальная) имеют большой потенциал на европейском и мировом рынке. Первая двухвальная версия газовой турбины MGT6200 уже поставлена заказчику и запущена в коммерческую эксплуатацию на площадке компании SolVIn в немецком городе Райнберг в 2013 году. Ее наработка на настоящий момент более 5000 часов. ГТУ работает в когенерационном цикле, КПД установки составляет 80 %. Все экологические показатели соответствуют существующим нормам. Вырабатываемая электроэнергия и технологический пар используются на предприятии, выпускающем различные химикаты.
Guascor S.A. (Dresser-Rand) представила различные разработки новых газопоршневых двигателей, всевозможные компоновочные решения энергоблоков. К концу года компания выпускает на рынок новый двигатель мощностью 1 МВт и КПД более 43 %. Турбины и Дизели

Следующая выставка и конференция Power-Gen Europe-2015 будет проводиться в г. Амстердам (Нидерланды) 9–11 июня. Выставка и конференция Power Gen Europe – это прекрасная возможность узнать о последних стратегических и технических достижениях в энергетике, а для компаний – возможность представить свою продукцию и услуги на международном рынке. Приглашаем специалистов принять участие в данном мероприятии.