Газотурбинная техника «Мотор Сич» для авиации и индустриального применения

В. А. Богуслаев – президент АО «МОТОР СИЧ»

Акционерное общество «Мотор Сич» – многопрофильное наукоемкое предприятие по разработке и производству современных газотурбинных двигателей и энергетических установок. Компания предлагает заказчикам самые современные промышленные газотурбинные приводы, газотурбинные электростанции, газоперекачивающие агрегаты нового поколения и теплоэнергетические комплексы для народного хозяйства, в основном для потребностей нефтегазовой отрасли.
В следующем году исполнится 50 лет с момента создания на предприятии конструкторского бюро промышленной энергетики. Сначала в его составе было шесть конструкторов – сейчас это управление энергетических установок и газоперекачивающих агрегатов (УЭУ и ГПА), возглавляемое главным конструктором В.И. Морозовым, в котором работает более 70 специалистов. Оно является самостоятельным конструкторско-проектным подразделением АО «Мотор Сич».
За полувековую историю несколькими поколениями конструкторов разработаны, а коллективом предприятия реализованы многие проекты наземной техники.
ПАЭС-2500 – передвижная автоматизированная электростанция мощностью 2500 кВт различных модификаций, работающая на газообразном и жидком топливе (керосин, дизель). Всего выпущено около 3000 электростанций, которые эксплуатируются во многих странах мира – от арктических нефтегазовых месторождений России до антарктических широт Аргентины.
С целью сохранения и расширения позиций на рынке газотурбинной техники АО «Мотор Сич» постоянно модернизирует (в т.ч. в процессе эксплуатации) ранее выпущенные энергоустановки и проводит работы по созданию и освоению новых образцов.
ЭГ-6000 – блочно-транспортабельная электростанция мощностью 6; 7 и 8 МВт арктического и тропического исполнения. Базовый двигатель – АИ-336. Выпущено более 20 электростанций, которые работают в России, Белоруссии, Казахстане и Иране.
ЭГ-1000 – газотурбинная электростанция мощностью 1000 кВт, энергетически поддерживающая нефтедобычу на Украине. Базовый двигатель – ТВ3-137, работающий на попутном нефтяном газе. Высокая степень автоматизации и экономичность привода, поддержание номинальной мощности до +27 °С – эти показатели привлекают широкий круг потребителей. Модификация электростанции ЭГ-100001МС может использоваться в качестве аварийного источника.
С 1995 г. началось развитие новой темы – применение приводов Д-336 для транспорта газа. На Луганской компрессорной станции (ДП «Укртрансгаз») заработал первый двигатель Д-336-2, установленный в газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-6,3 (СМНПО), реконструированный по документации АО «Мотор Сич». За 20 лет силами специалистов предприятия на газотранспортных магистралях девяти стран Евразии установлено 138 современных экономичных двигателей семейства АИ-336 мощностью 6; 8 и 10 МВт. Суммарная наработка этих двигателей приближается к 2 млн часов, что позволило эксплуатирующим организациям за счет преимущества нашей техники сэкономить около 1 млн м3 топливного газа.
В настоящее время проекты с применением двигателей Д-336-2-8 мощностью по 8 МВт реализуются в Узбекистане на месторождениях Северный Нишан и Южный Кемачи. Ввод оборудования в эксплуатацию планируется в следующем году.
Опыт, приобретенный при реконструкции нескольких типов ГПА других разработчиков, позволил успешно спроектировать, изготовить и реализовать первую партию из шести собственных ГПА-К/5,5-ГТП/6,3 СК.
С использованием передовых когенерационных технологий была создана и запущена в эксплуатацию теплоэлектрогенерирующая установка ТЭК-3 на базе ПАЭС-2500 с суммарным КПД до 78 % и котлом-утилизатором тепловой мощностью 5,6 Гкал/ч. Комплекс был изготовлен и в 2010 г. запущен в эксплуатацию на промплощадке нашего предприятия. Производимая тепловая энергия используется для нагрева теплоносителя в сети горячего водоснабжения жилого массива и объектов АО «Мотор Сич», а сравнительно дешевая электроэнергия – для обеспечения внутренних технологических нужд завода.
Разрабатывается аналогичная установка ТЭК-6 на базе ЭГ-6000 электрической мощностью 6 МВт и тепловой – 9 Гкал/ч.
Новая блочно-транспортабельная газотурбинная электростанция ЭГ-8000МС номинальной мощностью 8 МВт, опытный образец которой изготавливается в настоящее время, является последующим развитием конструкции электростанций семейства ЭГ-6000 и соответствует современным требованиям. К достоинствам новой ГТЭС можно отнести применение привода с тихоходной силовой турбиной (3000 об/мин), что позволило исключить из конструкции редуктор, повысить надежность и эксплуатационные показатели электростанции.
Чтобы расширить область применения газотурбинных приводов, специалисты предприятия разработали проектное предложение по созданию газотурбинной энергоустановки внешнего сгорания ГТЭУВС-2,5МС мощностью 2,5 МВт. Она предназначена для получения электроэнергии, в качестве топлива используется уголь и другие различные горючие вещества, в том числе низкокалорийные. Применение такой установки способно решить проблемы, связанные с суточным изменением потребления электроэнергии и пиковыми нагрузками, проблемы утилизации различных металлургических газов, а также других малопригодных газов и топлив, в том числе продуктов переработки отходов.
АО «Мотор Сич» занимает достойное место среди поставщиков современного оборудования для топливно-энергетического комплекса. Предприятие может предоставить целый ряд высокоэффективных газотурбинных промышленных приводов, выполнить полный комплекс работ по реконструкции существующих газоперекачивающих агрегатов, обеспечить поставку широкой гаммы экономичных и надежных приводов для газотурбинных электростанций.
Таким образом, АО «Мотор Сич» не только подтверждает статус современного предприятия, определяющего топливно-энергетическую политику, но и предлагает на внешнем рынке новые идеи и решения. Надеемся, что новая продукция предприятия поможет энергетической отрасли не только сэкономить энергию, но и сохранить экологию. Турбины и Дизели